Протоиерей Андрей Ткачев о казусе коррупции
Александр Иванович Корейко - известный подпольный миллионер, мастерски выведенный пером Ильфа и Петрова на страницы "Золотого теленка". Это был человек, который вел жизнь простого советского служащего. Он жил в убогой обстановке, поднимал гантели, питался по специальным системам - для того чтобы сохранить здоровье. И ждал того прекрасного момента, когда можно будет воспользоваться миллионами, накопленными, конечно же, честным и непосильным трудом.
Такие же вещи происходят в нашей жизни постоянно. Корейко - непереводимый тип, как и Хлестаков, как и Чичиков. Вот о таких литературных персонажах, залезших в самую что ни на есть реальность, сегодня и поговорим.
У человека из скромного жилья вывезено около 8,5 миллиарда рублей, что составляет годовой бюджет такого небедного города как Белгород. Целый город питается и живет - вся коммуналка, образование, медицина, спортивные площадки, дороги.
И это, наверное, еще не все вывезли. Никто же не хранит яйца в одной корзине. Здесь чуть-чуть, там чуть-чуть. Наверняка и квартирка не одна. И все по банку просчитано: аккуратно завернули в ленточки и сложили эти тонны денег в квартире. И что действительно смешно - у человека, который сам должен бороться с коррупцией!
Возникает такой вопрос: что же делать со всем этим? Советский Союз был суров и жесток, дисциплинирован в этом отношении. За какой-то гранью экономических преступлений начинается не просто приворовывание, когда человек карман греет, а реальный подрыв государственного состояния - то есть его физической, нравственной и материальной мощи. И таких людей просто распатронивали: стенки ждали таких людей, и надежд на помилование было очень немного.
Но ясно, что пулей делу не поможешь. Мы вступили в эпоху относительной мягкости законов. И мы любому злодею предоставляем адвоката. Любой злодей может не отвечать на вопросы тех, кто его повязал. Потому что любое слово против него.
Президент как-то говорил: "А какой закон издать, чтобы они не воровали?" И ведь это очень распространено. Очень быстро липнет мед к пальцам. Человек, чем бы ни занимался, он, как говорил Жванецкий: "Со змеями жить - всегда при яде будешь".
Что же делать? Мы стоим перед необходимостью нравственного воспитания людей. Потому что иначе - просто смех получается. В 2013 году за хранение и распространение наркотиков был задержан человек, отвечавший за борьбу с наркотиками. Получается как в анекдоте: милиционер, или начальник тюрьмы, или охранник в тюремном коридоре - они сидят в той же тюрьме, что и заключенные, просто ночуют дома. То есть они в одной и той же тюрьме сидят: у них собственные нравы, зачастую одинаковые, их и не отличишь. Если с одного форму снять и посадить, а с другого робу снять и переодеть в форму, они будут мало отличаться. Потому что они находятся в одном закрытом помещении: одним воздухом дышат, связаны друг с другом.
Иногда преступники и те, кто ловит преступников, совсем не отличаются друг от друга. На кону стоит вопрос о некоем моральном превосходстве защитника законности и о некоем особом кодексе чести для людей, которые носят погоны, которые стоят во власти.
Для чего, собственно, все эти процедуры оформляются присягами, торжественными клятвами, публичностью вступления в должность, инаугурациями, церковными молебнами? Для того чтобы совесть разбудить в человеке. Иначе никакой закон тебя не обезопасит, и ты будешь лезть наверх только чтобы совершить преступление под сильным щитом своей неприкосновенности, или своей корочки, или своего, так сказать, должностного состояния.
Это печаль нашей жизни. Радость нашей жизни - в том, что эти люди ловятся. Нельзя сказать, что крокодил не ловится, не растет кокос. Растет кокос и крокодилы ловятся. Поймали человека - деньги никуда не спрячутся. Они по описи прошли, по телевизору их показали, они очевидно уйдут в бюджет, федеральный или региональный.
Конечно, ловить нужно. Народу это нравится, ну и мне нравится. Не от злорадства. Мне приятно, что ловится человек, который что-то потерял - то ли нюх, то ли берега попутал...
Никакие законы никогда не обезопасят нас от супружеских измен, от воровства, от употребления наркотиков и их распространения. От быстрого заработка на грехе. Потому что только грех дает быстрый заработок. Тяжелый, кропотливый труд дает тебе хлеб насущный - и больше ничего. И уважение окружающих. А грех дает тебе максимальную прибыль в сжатые сроки. И никакой закон тебя не защитит от этого. Ты будешь стремиться к этому, если ты гнилой, если у тебя внутри червяк.
А как этого червяка вынимать, если законы не помогают? Только моралью, только страхом Божьим, только пробудившимся совестным сознанием. Ну а если нет - тогда уже ФСБ, МВД: пришли, сфотографировали, ручки за спину - и поехали.
Печальная тема на самом деле... Смешная и печальная. Борцы с коррупцией погрязают в коррупции, борцы с наркотиками употребляют наркотики. В общем, сапожники без сапог не переводятся на белом свете. И это очень расстраивает. Но будем надеяться, что жизнь будет лучше с Божьей помощью.
Ткачев Протоиерей Андрей, источник